Положение о школьной системе оценки качества образования
в МБОУ «Золотухская основная общеобразовательная школа»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии:
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №3373;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 №1897;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.05.2012 №413;
- Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
- Приказом Минобрнауки России от 1.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей детельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
- СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программы начального общего образования, утв. приказом директора школы № 24 п. 3 от 27.05.2011г.;
- Основной образовательной программы основного общего образования, утв. приказом директора школы № 131 от 28.05.2015г.;
- Уставом МБОУ «Золотухская основная общеобразовательная школа».
1.2. Настоящее Положение закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности в образовательной организации и призвано способствовать управлению качеством образования в МБОУ «Золотухская ОШ».
1.3. В Положении применяются понятия:
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень соответствия федеральному государственному стандарту, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
Школьная (внутренняя) система оценка качества образования (ШСОКО) – система управления качеством образования на основе проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, результатах освоения основной образовательной программы (по уровням общего образования), условиях ее реализации и эффективности составляющих ее подпрограмм (компонентов), а также о содержании, условиях реализации и результатах освоения дополнительных образовательных программ ОО;
Внешняя система оценки качества образования – включение потребителей образовательных услуг, органов государственно-общественного управления/ коллегиального управления ОО в оценку деятельности системы образования ОО, содержания образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (по соответствующим уровням), целями и задачами государственной политики в сфере образования.
ФКГОС – федеральный компонент государственного образовательного стандарта; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ООП – основная образовательная программа; НОО – начальное общее образование; ООО – основное общее образование; УУД – универсальные учебные действия.
1.4. ШСОКО:
- Функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью ОО;
- Направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования;
- Учитывает федеральные требования к порядку проведения ОО процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования
2.1. Целями школьной системы оценки качества образования являются:
- получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, о тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- определение результативности и эффективности деятельности педагогических работников школы по реализации образовательной программы и программы развития школы;
- поддержание устойчивого развития образовательной системы;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования в школе;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений;
- мотивация руководящих и педагогических работников школы к деятельности по достижению современного качества образования, к проявлению инициативы по реализации задач модернизации образования;
- обеспечение единого образовательного пространства;
- обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения в муниципальной системе образования.
2.2. Задачами школьной системы оценки качества образования являются:
- Диагностика состояния учебного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель - ученик, руководитель – учитель;
- Разработка формы учёта достижений учащихся по предметам, позволяющей проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся;
- Формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;
- Повышение ответственности учителей, осуществление внедрения новых методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов;
- Создание прозрачной для участников образовательного процесса технологии предоставления и внутренней оценки качества образовательных услуг.
- Информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы;
- Формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- Реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;
- Самооценка состояния развития образования.
2.3. В основу школьной системы оценки качества образования положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- вариативности, многоаспектности анализа качества образования;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования, доступности информации для всех субъектов образования и общественности;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений,
- анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- векторности - обеспечения направленности системы оценки качества образования на достижение целей и приоритетов развития школы;
- эргономичности - обеспечения простоты используемых процедур и технологий, их относительно малой финансовой и кадровой ресурсоемкости;
- сопоставимости системы показателей с аналогами муниципальной системы оценки качества образования;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
3.Организационная структура и функциональная характеристика системы оценки качества образования
3.1. В организационной структуре системы оценки качества образования школы выделяют следующие элементы:
- Методическое объединение;
- Педагогический совет;
- Совет школы;
- Администрация.
3.2. Методическое объединение:
- разрабатывает программы развития ОО, включая развитие системы оценки качества образования ОО;
- участвует в разработке методики оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ОО;
- обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
- организует систему мониторинга качества образования в ОО, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития ОО, анализирует результаты оценки качества образования на уровне ОО;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на районный и областной уровни системы оценки качества образования;
- обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования ОО;
- содействует проведению подготовки работников ОО и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ОО, участвует в этих мероприятиях;
- формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в ОО;
- проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся ОО и формирует предложения по их совершенствованию;
- принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне ОО.
3.3. Педагогический совет:
- участвует в разработке и принятии программы развития образовательной системы образования, включая развитие системы оценки качества образования;
- участвует в формировании нормативно-правовой базы системы оценки качества образования, документов, относящихся к обеспечению качества образования;
- участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
- участвует в разработке методики оценки качества образования;
- вырабатывает предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования и системы образования школы;
- проводит анализ результативности и эффективности реализации образовательной программы и программы развития;
- проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся ОО и формирует предложения по их совершенствованию;
- организует проведение рейтинговой оценки работы педагогов.
3.4. Совет школы:
- содействует определению стратегических направлений развития школьной системы образования;
- рассматривает документы, регулирующие проведение экспертизы и оценку качества образования, предоставляемого школой;
- содействует реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития школы;
- содействует реализации принципа общественного участия в управлении школьным образованием;
- осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательного учреждения в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
- инициирует проведение конкурсов образовательных программ, учебных и методических пособий, конкурсов педагогического мастерства, направленных на повышение качества образования;
- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей школьной системы оценки качества образования;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы, результатов оценки качества образования;
- утверждает публичный доклад школы;
- организует общественное обсуждение проблем образования;
3.5. Администрация:
- содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ОО;
- осуществляет общественный контроль над качеством образования и деятельностью ОО в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
- формирует информационные запросы основных пользователей системы оценки качества образования ОО;
- инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;
- участвует в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школьной системы образования, в оценке качества образования, аттестации педагогических работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
- принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования Онежского муниципального района.
4. Порядок организации ШСОКО
4.1. Ключевыми направлениями ШСОКО по уровням общего образования являются:
- содержание образования (основные и дополнительные образовательные программы), его реализация в процессе образовательной деятельности;
- условия реализации образовательных программ;
- результативность и эффективность деятельности педагогов;
- достижение обучающимися результатов освоения образовательных программ.
4.2. Качество образовательного процесса, условий, результата определяют логическую структуру ШСОКО, а также состав лиц, привлекаемых к оценке качества образования, и график оценочных процедур (система мониторинга).
4.3. ШСОКО осуществляется применительно к результатам освоения обучающимися и условиям реализации образовательной программы соответствующего уровня общего образования и включает:
- стартовую оценку, необходимую для проектирования и (или) коррекции целевого раздела ООП, самооценки соответствия содержания образования обязательным требованиям, разработки «дорожной карты» условий реализации ООП;
- контрольную оценку по итогам реализации ООП и выполнения «дорожной карты»;
- рубежный мониторинг.
4.4. Стартовая оценка проводится на этапе проектирования и (или) коррекции ООП каждого из уровней основного общего образования и не предполагает оценку результатов.
4.5. Контрольная оценка проводится по итогам освоения (реализации ООП) за период начального уровня и основного уровня, т.е. 4, 9 классы на весь период действия ФГОС и включает оценку:
- эффективности реализованной или освоенной ООП;
- выполнения «дорожной карты»;
- достижений обучающимися планируемых результатов.
4.6. Рубежный мониторинг выполнения мероприятий отдельных подпрограмм (компонентов ООП) и анализ результатов промежуточной аттестации проводится с целью определения эффективности освоения (реализации) ООП.
5. Оценка содержания образования и образовательной деятельности
5.1.Содержание образования в ОО определяется ООП соответствующего уровня общего образования, разработанной согласно требованиям образовательного стандарта (ФКГОС, ФГОС НОО, ФГОС ООО).
5.2. Оценку содержания образования осуществляет заместитель директора по УВР, коллегиальные органы – методическое объединение, педагогический совет, Совет школы на основании параметров и измерителей, разработанных в ОО.
5.3. В рамках содержания образования оценке подвергаются:
5.3.1. Для классов ОО, обучающихся в соответствии с ФКГОС:
- соответствие структуры и содержания учебного плана структуре и содержанию базисного учебного плана 2004 г;
- наличие учебных планов для обучающихся, осваивающих ООП в очно-заочной, заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану;
- наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО;
- наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана;
- соответствие содержания рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС;
- реализация в полном объеме содержания программного материала по учебным предметам курсам, дисциплинам, модулям (выполнение рабочих программ);
- наличие программ воспитательной направленности;
- наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП (при включении внеурочной деятельности в ООП);
- наличие рабочих программ и другой документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению (при включении внеурочной деятельности в ООП);
- реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности (при включении внеурочной деятельности в ООП);
- наличие программ работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению;
- наличие адаптированных образовательных программ;
- наличие индивидуальных учебных планов и графиков;
- наличие плана работы с молодыми талантами и мотивированными обучающимися.
5.3.2. Для классов, обучающихся в соответствующих с ФГОС НОО, ФГОС ООО:
- соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО);
- учет в ООП специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг;
- наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных предметов соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО);
- наличие учебных планов для обучающихся, осваивающих ООП в очной, очно-заочной и заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану (согласно образовательным потребностям и возможностям обучающихся);
- соответствие объема часов за определенный период обучения согласно требованиям, соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО) и учебного плана по уровням образования;
- наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участникам образовательных отношений;
- наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам учебного, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС;
- реализация в полном объеме содержания программного материала по учебным предметам курсам, дисциплинам, модулям (выполнение рабочих программ);
- наличие программы формирования и развития УУД;
- наличие программы духовно-нравственного развития, социализации и воспитания обучающихся (для НОО);
- наличие программы духовно-нравственного развития, социализации и воспитания обучающихся (для ООО);
- наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность рабочими программами и другой документацией по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению;
- реализация в полном объеме содержания программного материала по направлениям внеурочной деятельности.
5.4. Оценка образовательной деятельности осуществляется по следующим показателям:
5.4.1. Общая численность обучающихся, осваивающих ООП, в том числе НОО, ООО.
5.4.2. Представляемые формы получения образования в ОО; количество обучающихся, получающих образование по каждой из форм: очная, очно-заочная, заочная, индивидуальный учебный план, обучение на дому.
5.4.3. Предоставляемые формы реализации ООП по уровням общего образования, количество обучающихся, получающих образование по каждой из форм: сетевая форма, с применением дистанционных образовательных технологий, с применением электронного обучения.
6. Оценка условий реализации ООП
6.1. Оценку условий реализации ООП по уровням общего образования проводит заместитель директора по УВР по параметрам и измерителям, разработанным в ОО.
6.2. Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) включает анализ:
- кадрового обеспечения;
- материально-технического обеспечения;
- качества информационно-образовательной среды;
- учебно-методического обеспечения;
- библиотечно-информационных ресурсов.
6.3.Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) проводится на этапе ее проектирования (коррекции) с целью определения фактических условий и разработки «дорожной карты».
7. Оценка результатов реализации ООП
7.1. Оценка результатов реализации ООП в части, соответствующей ФКГОС:
7.1.1. В период поэтапного перехода на ФГОС общего образования (по уровням), в отношении обучающихся, осваивающих ООП, соответствующих ФКГОС, оценке подвергаются только предметные образовательные результаты.
7.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе обучающихся проводится в следующих формах:
- промежуточная аттестация;
- накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений, обучающихся (с использованием технологии портфолио);
- итоговая аттестация обучающихся на институциональном уровне (по предметам, не выносящим на ГИА (предметы по выбору));
- анализ результатов ГИА.
7.2. Оценка результатов реализации ООП, соответствующих ФГОС:
7.2.1.Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО проводится в следующих формах:
- промежуточная аттестация;
- накопительная оценка индивидуальных образовательных достижений, обучающихся (с использованием технологии портфолио);
- итоговая аттестация обучающихся на институциональном уровне (по предметам, не выносящим на ГИА (предметы по выбору));
- анализ результатов ГИА.
7.2.2. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО проводится в следующих формах:
- комплексная контрольная работа;
- тест;
- экспертное заключение по результатам выполнения обучающимися группового проекта, индивидуального проекта.
7.2.3. Контрольно-измерительные материалы для оценки достижения обучающимися метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня разрабатываются на муниципальном и региональном уровнях.
7.2.4. Фиксация данных по оценке метапредметных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, разработанным как приложение к данному Положению.
7.2.5. Оценка достижения личностных результатов освоения обучающимися ООП в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО проводится косвенно, посредством неперсонифицированных мониторингов, осуществляемых классными руководителями, а также посредством статистического учета индивидуальных достижений обучающимися в мероприятиях программ воспитательной направленности.
7.2.6. Оценка личностных результатов встраивается в программы воспитательной направленности, разработанные в соответствии с реализуемым стандартом.
7.2.7. Фиксация данных по оценке личностных результатов проводится согласно параметрам и индикаторам, разработанным как приложение к данному Положению.
7.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся:
- организуется и проводится в ОО согласно Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений, обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП соответствующего уровня общего образования.
7.4. В рамках текущего контроля как контроля, формирующего проводится оценка запланированных рабочими программами педагогов результатов образования: предметных и (или) метапредметных – в зависимости от реализуемой ООП.
8.Оценка результативности и эффективности деятельности педагогов.
8.1. Уровень профессионального мастерства:
- наличие высшего профессионального профильного образования;
- поощрения, награды, звания;
- повышение квалификации;
- инновационная и экспериментальная деятельность педагога;
- аттестация, повышение квалификационной категории;
- участие в профессиональных конкурсах;
- распространение своего опыта (мастер-классы, открытые уроки, публикации и т.д.);
- внеклассная работа по предмету.
8.2. Научно-методическая, программно-методическая, информационная работа:
- разработка образовательных (рабочих) программ) в соответствии с ФГОС и ООП;
- разработка учебно-дидактических материалов (в т.ч. ЦОР);
- разработка и апробирование методик и приемов в организации образовательной деятельности обучающихся;
- составление методических рекомендаций;
- разработка учебных, учебно-методических пособий;
- участие в профессиональных сетевых сообществах;
- выступление на педсовете, МО и т.д.;
- наличие библиотеки, медиатеки, видеотеки, ЦОР;
- наличие персонального сайта, ведение блогов;
- развитие материальной, учебно-дидактической базы кабинета.
8.3. Организация деятельности субъектов образовательного процесса:
- использование современных образовательных технологий;
- соблюдение требований ФГОС к организации уроков;
- соблюдение требований ФГОС к организации внеурочных мероприятий;
- использование ресурсов сети Интернет для организации деятельности субъектов образовательного процесса;
- организация внутришкольных диагностических работ;
- организация выполнения внешних диагностических работ, апробации;
- организация апробации диагностических процедур разных уровней;
- организация участия в конкурсах различного уровня.
8.4. Качество и результативность деятельности:
- результаты внутришкольных диагностических работ;
- результаты внешних диагностических работ;
- результаты промежуточной аттестации;
- результаты итогов учебного года;
- результаты итоговой аттестации выпускников;
- выбор предмета для итоговой аттестации;
- продолжение обучения по профилю преподаваемого предмета;
- победители олимпиад;
- победители интеллектуальных и творческих конкурсов, соревнований;
- победители научно-практических конференций.
8.5. Соблюдение единых требований и личная дисциплина:
- ведение учетно-отчетной документации (журналы, дневники, планы, отчеты);
- отсутствие дисциплинарных взысканий, отсутствие письменных жалоб со стороны родителей;
- реализация в полном объеме учебного плана и образовательной программы;
- выполнение требований к содержанию учебного кабинета, соблюдение графика дежурства.
Оценивание по каждому показателю производится от 0 до 15 баллов. Для того чтобы объективно оценить деятельность каждого педагога, в школе создана комиссия, которая руководствуется принятым в школе Положением о видах выплат стимулирующего характера, размер и условия их осуществления, критерии оценки результативности и качества деятельности педагогических работников, занимается экспертизой портфолио и по результатам работы составляет методическую карту педагогического коллектива, в которую входят результаты всех учителей.
9. Итоги школьной оценки качества образования
9.1. По результатам школьной оценки качества образования принимаются управленческие решения.
9.2. Придание гласности результатам оценки качества образования осуществляется в следующих формах:
- информирование о результатах оценки качества образования администрации и педагогических работников школы;
- информирование о результатах оценки качества образования общественности (в полном объеме или частично) посредством публичных докладов и аналитических материалов, отчетов о состоянии качества образования, представленных на сайте образовательного учреждения.
9.3. Итоги школьной оценки качества образования используются для стимулирования обучающихся, педагогов, административных работников школы к достижению высоких результатов. Порядок стимулирования определен Положением о порядке установления компенсационных и стимулирующих выплат работникам МБОУ «Золотухская ОШ».