ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МБОУ « Золотухская ОШ»
на 2022-2026 уч.год
Паспорт программы
Наименование программы |
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2022-2025 ГОД |
Разработчик программы |
Администрация школы |
Основные исполнители
программы |
Совет школы, администрация школы, педагогический коллектив |
Цель |
Создание благоприятных социально – педагогических условий, способствующих повышению качества образования. |
Задачи |
1. Анализ состояния организации и управления мониторингом качества образования в школе.
2. Изучение опыта и достижений науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях.
3. Осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в школе
4. Подготовка нормативно-методических документов для обеспечения мониторинга качества образования в школе.
5. Создание условий для расширения возможностей доступа учащихся к современным средствам обучения и образовательным ресурсам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
6. Активизация работы по организации повышения мастерства учителя через систему работы ШМО, РМО, тем самообразования, курсовой подготовки и т.д.
7. Более эффективная организация работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися. |
Предполагаемый результат |
1. Создание действенной внутренней системы оценки качества образования.
2. Разработка инструментария для внутреннего мониторинга оценки качества образования, механизма его использования.
3. Реализация программы повышения профессионального уровня педагогических работников, включающая в себя курсовую, внекурсовую подготовку педагогов, а также участие в работе методических объединений.
5. Снижение доли учащихся, не освоивших основные образовательные программы и показавших образовательный результат ниже возможного.
6. Повышение качества образования.
7. Повышение среднего балла ОГЭ. |
Перечень основных направлений программы
|
- Развитие системы управления качеством образования.
- Развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательнойдеятельности и его результатов.
- Освоение новых педагогических технологий, повышение качества преподавания.
- Повышение квалификации педагогов.
- Повышение учебной мотивации учащихся.
- Развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом.
|
Сроки и этапы
реализации
программы |
Программа реализуется в 3 этапа, в период с 2022 по 2025 год:
- Подготовительный этап (май 2022г.-август 2023г.)
- Практический этап (этап внедрения) (сентябрь 2023 г. – июнь 2024 г.)
3. Этап обобщения и коррекции (сентябрь 2024г. – июнь 2025 г.) |
Управление реализацией Программы |
Непосредственное управление реализацией Программы осуществляется директором школы.
Работа по направлениям Программы закрепляется за заместителями директора школы.
Корректировка программы производится Педагогическим советом. |
Содержание программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
Основания для разработки
программы |
В условиях проведенного в лицее анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены проблемы: |
|
|
Проблемы |
- Социально-психологический потенциал учащихся имеет допустимый уровень для улучшения образовательных результатов, однако образовательные результаты ниже возможных.
- Когнитивные способности учащихся развиваются недостаточно, не соответствуют среднему баллу школьных отметок
- Недостаточная мотивированность на качественный результат участников образовательных отношений.
- Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования в школе.
- В целом социально-психологический потенциал лицея оптимальный для улучшения качества образовательных результатов учащихся, однако отдельные педагоги слабо проявляют стремление к постоянному профессиональному совершенствованию.
|
В процессе реализации Программы в рамках деятельности лицея предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:
- личность участников образовательной деятельности (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие;
- гуманизм как основа образовательной деятельности, определяющего место человека в обществе.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные базовые показатели (ИНДИКАТОРЫ), используемые в системе оценки качества образования, системные показатели организации образовательной деятельности, функционирования и развития школы:
- Потенциал учащихся.
- Семейное благополучие.
- Потенциал педагога.
- Успешность управления.
- Материальная обеспеченность школы.
- Социально-бытовая комфортность школы.
- Благоприятность социокультурной среды школы .
- Стабильность функционирования школы
- Динамика развития школы
2. Организация и контроль выполнения Программы
2.1.Координируя и контролируя выполнение Программы, совет школы:
- анализирует ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносит предложения на педагогический совет по его корректировке;
- осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
- осуществляет контроль выполнения Программы в соответствии с планом деятельности.
2.2. Материально-техническая база
Для развития материально-технической базы предполагается:
- дальнейшее обновление учебно-материальной базы (учебно-лабораторного оборудования, компьютерной и технологической базы).
2.3. Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетных средств.
2.4.Ожидаемые результаты:
- Создание системы психолого-педагогической диагностики развития учащихся и контроля за повышением качества образования.
- Создание дидактико-методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся.
- Создание комплекта документов по диагностике и развитию личности учащегося, его возможностей и способностей.
2.5. Этапы реализации Программы:
1-й этап–май-август 2023г. – разработка программы:
- создание условий, формирование системы, обеспечивающей развитие учебного потенциала учащихся;
- освоение и внедрение в работу технологий по достижению максимально возможных образовательных результатов учащихся;
- работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей учащихся, и их развитию;
- создание банка данных по данной проблеме;
- работа по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов;
- анализ деятельности по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
2-й этап –2023/2024 учебный год – практический этап;
3-й этап – 2024 -2025учебный год – этап обобщения и коррекции.
3. План реализации Программы
Этапы программы |
Компоненты совместной деятельности |
Содержательная характеристика компонентов деятельности |
1 этап |
1. Разработка Программы повышения качества образования. |
1. Анализ социального заказа школе (анкетирование родителей, обучающихся).
2. Постановка целей и их конкретизация.
3. Разработка мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов. |
2. Создание условий необходимых для разработки и освоения Программы. |
1. Овладение методами изучения личности ребенка, выявление потенциала учащихся.
2. Кадровое обеспечение реализации программы.
3. Разработка необходимого учебно-методического комплекса. |
2 этап
|
1. Работа по получению сводных диагностических данных по лицею, в том числе по изучению личности ребенка, выявлению интеллектуального потенциала и способностей учащихся, качества системы управления, проблем педагогического коллектива. |
1. Выявление способностей обучающихся.
2. Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей обучающихся.
3. Диагностика профессиональных затруднений педагогов.
4.Формирование системы управления качеством образования в школе. |
2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся всех возрастных групп, повышение качества обучения и образования. |
- Разработка программ коррекции индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
- Повышение квалификации педагогов.
- Совершенствование работы методической службы школы.
- Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов.
- Создание программ исследовательской деятельности, предусматривающих групповые и индивидуальные занятия.
6. Привлечение родительской общественности.
- Создание банка данных по вопросам оценки качества образования.
|
3 этап |
1. Анализ деятельности по реализации целей и задач Программы, оценка ее результативности, оформление результатов. |
1. Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы.
2. Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами.
3. Подведение итогов на педагогическом совете и совете школы.
4. Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы.
5. Отчет по реализации Программы. |
4.План программных мероприятий
№ п/п |
Направление
деятельности |
Цели, задачи |
Ожидаемый результат |
Ответст-
венные |
1. |
Проведение мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования:
- образовательных результатов обучающихся;
-уровня профессионализма педагогов;
-системы управления качеством образования. |
Для заместителей директора по УВР:
1. Обеспечить возможность последовательного контроля достижения обучающимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по предметам на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности обучающихся по отдельным предметам по классам, по лицею и в динамике за несколько лет, повышение уровня обученности обучающихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности обучающихся, используемых учителем.
2. Отследить уровень качественной успеваемости по предметам, результатов государственной итоговой аттестации, успешности внеурочной деятельности обучающихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности обучюащихся, повышающих уровень качества знаний.
3. Определить типологию профессиональных проблем учителей и на этой основе организовать их психолого-педагогическое сопровождение (методическую помощь).
Для учителей-предметников:
1. Выявить уровень усвоения темы, раздела, учебного предмета и рассмотреть динамику его усвоения от уровня к уровню.
2. Определить типичные ошибки в освоении предметных результатов и проследить влияние данных ошибок на результативность обучения на последующих уровнях.
3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на уровень обученности обучающихся. |
В результате своевременного выявления пробелов в освоении предметных результатов учащихся, профессиональных затруднений по данной проблеме у учителей предупреждение дальнейших негативных тенденций в образовательной
деятельности. |
Зам.директора по УВР
учителя-предметники |
2. |
Создание системы управления качеством образования |
1. Создать единую систему диагностики и контроля качества образования, качества преподавания, соответствия условий организации образовательнойдеятельности нормативным требованиям и социальным ожиданиям;
2. Повысить профессиональную компетенцию педагогических кадров как необходимого условия обеспечения современного качества образования;
3. Сформировать и развить потребности общественности в участии в управлении школой, активное вовлечение органов самоуправления в управление качеством образования;
4. Создать систему сетевой организации управления качеством образования на основе принципов взаимодействия, социального партнерства;
5. Выявить факторы, влияющие на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений;
6. Разработать и апробировать систему оценки эффективности управления качеством образования в школе. |
Создана инструментальная модель внутришкольной системы управления качеством образования, способствующая инновационному развитию образовательной среды школы, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства
Повышение эффективности и результативности управленческой деятельности
Повышение качества образования |
Администрация школы |
3. |
Работа с кадрами по развитию и совершенствованию педагогического мастерства
|
1. Определить оптимальный методический и технологический ресурс для педагогов
2. Мотивация всех участников образовательной
деятельности на его качество, т.е. всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (мотивированы должны быть не только обучающиеся, но и учителя, родители).
3. Раскрытие конкретного опыта работы по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем и руководителем школы, социумом. |
- Повышение квалификации педагогических работников.
- Создание в школе «копилки» передового опыта педагогов.
|
Замдиректора по УВР
Руководители ШМО |
4. |
Повышение учебной мотивации учащихся |
1. Сформировать учебно - познавательные мотивы;
2. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика;
3. Продолжить формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
4. Повысить уверенность в себе и развивать самостоятельность;
5. Сформировать самосознание и адекватную самооценку;
6. Обеспечить атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
7. Развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли |
- Повышение мотивационной готовности обучающихсяк обучению
- Сформированность "внутренней позиции ученика"
- Возникновение эмоционально - положительного отношения к школе
- Новый уровень самосознания.
|
Учителя-предметники
педагог-психолог
классные руководители |
5. Работа педагогического коллектива школы с учащимися по повышению качества образования
Проблема и ее причина |
Мероприятия по повышению качества обучения |
Прогнозируемый результат |
1. Наличие учащихся, переведенных условно. |
1. На основе анализа результатов работы за предыдущий год составление плана работы с неуспевающими обучающимися, составление индивидуальных маршрутов обучения для учащихся «группы риска».
2. Выявление обучающихся, обладающих низкими способностями освоения ООП. |
1. Устранение неуспеваемости.
2. Повышение качества знаний обучающихся. |
2. Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в лицее
Проблема преемственности при переходе на 2-й уровень обучения |
1. Проведение родительских собраний, знакомство родителей с итогами аттестации за предыдущий год и с проблемами при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.
2. Знакомство классных руководителей с новыми обучающимися, составление социальных паспортов, выяснение индивидуальных способностей и потребностей каждого ученика.
3. Проведение входного контроля предметных результатов и на основе полученных данных организация повторения проблемных тем курса.
4. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков.
5. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения. |
1. Активизация мотивации обучения.
2. Знакомство обучающихся с нормами и правилами проведения ГИА.
3. Адаптация учащихся к учебному труду.
4. Повышение мотивации к обучению. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся.
5. Рациональная организация повторения изученного материала. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, повышение качества знаний.
6. Повышение имиджа школы.
7. Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег.
8. Быстрое и безболезненное адаптация к новым предметам. |
3. Возникновение пробелов в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся, снижение учебной мотивации.
|
1. Анализ результатов текущего контроля.
2. Консультации по запросам обучающихся и родителей.
3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, внешкольных семинаров и круглых столов.
4. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ. |
1. Развитие у учащихся метапредметных знаний.
2. Организация работы по восполнению знаний учащихся.
3. Повышение качества преподавания.
4. Разработка программы подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.
5. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в ГИА. |
4. Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией за триместр, полугодие.
Наличие отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости. |
1.Организация дополнительных занятий с учащимися, имеющими спорные оценки по предмету, а так же со слабоуспевающими.
2. Анализ итогов триместра (полугодия).
3. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ.
4. Ознакомление родителей с итогами успеваемости учащихся за триместр (полугодие). |
1. Сокращение числа учащихся окончивших триместр (полугодие) с одной «3» или «4».
2. Возрастание престижа знаний в детском коллективе.
3. Развитие коммуникативных навыков и навыков презентовать себя.
4. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей.
5. Повышение качества преподавания (обмен опытом, работа в творческих группах). |
5. Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия. |
1. Оперативная связь с родителями посредством контроля заэлектронными анкетами, индивидуальная работа с родителями.
2. Создание групп «взаимопомощи» среди учащихся для помощи слабоуспевающим.
3. Консультирование учащихся выпускных классов по вопросам ОГЭ и ЕГЭ.
4. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых столов по вопросам подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ.
5. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
6. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ. |
1. Повышение мотивации учения у слабоуспевающих.
2. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей.
3. Выяснение причин пробелов в знаниях у учащихся и ликвидация данных пробелов.
4. Повышение качества подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
5. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
6. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации |
6. Недостаточное внимание к учащимся, с высокой мотивацией (одарённые дети)
Снижение престижа активной познавательной деятельности
|
1. Консультирование по вопросам ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
2. Проведение предметных недель.
3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых .
4. Проведение репетиционных экзаменов на разных уровнях по разным предметам учебного плана.
5. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков.
6. Работа методических объединений, проблемных и творческих групп. |
1. Возрастание престижа знаний в коллективе учащихся. Увеличение числа мотивированных учащихся (либо сохранение их числа постоянным).
2. Создание максимальной ситуации успеха. Повышение качества знаний.
3. Повышение качества подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ.
4. Совершенствование коммуникативных и презентативных навыков. Повышение качества знаний по отдельным предметам и развитие метапредметных знаний.
5. Повышение качества преподавания учителей через ознакомление с педагогическим опытом своих коллег.
7. Повышение качества уроков. |
7. Наличие учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок.
|
1. Анализ объема домашних заданий.
2. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
3. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. Проведение репетиционных и тренировочных экзаменов по плану по разным предметам учебного плана.
4. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков.
5. Анализ результатов диагностических работ. |
1. Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся.
2. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации.
3. Повышение качества знаний.
4. Корректировка программы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. |
8. Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год.
|
1. Организация текущего повторения материала, пройденного за год
2. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.
3. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. |
1. Актуализация материала тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала.
2. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в ГИА.
3. Повышение качества знаний. |
9. Низкое качество результатов ГИА |
1. Подготовка учащихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (в том числе психологическая).
2. Анализ результатов ГИА. |
1. Повышение успеваемости и качества ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ.
2. Совершенствование программы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. |
|
|