Анализ  качества образования

в  МБОУ «Золотухская  ОШ» за период с 2022 по 2024год.  ( 2  учебных года)

 

ЦЕЛЬ:  проанализировать результаты качества образования  обучающихся начальной, основной  школы.

Задачи:

1.      Развивать  образовательное  пространство школы с целью достижения качественных результатов учебного  процесса в условиях Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

2.      Отслеживать и анализировать состояние учебного процесса в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и результата.

3.      Сформировать у обучающихся ответственное отношение к овладению знаниями, умениями, навыками.

4.      Повышать  качество обученности через систему мониторинга уровня обязательной подготовки учащихся.

 

Основными  показателями  анализа являются:

 

Документы,  регламентирующие функционирование общероссийской системы оценки качества образования и на основании которых проводился анализ.

Документы федерального уровня:

 

·         Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации  государственной социальной политики»;

·         Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

·         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Национальная образовательной инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. Пр-271);

 

Школьные  локальные акты:

 

·         Положение  о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Золотухская ОШ»   ( Приказ № 54 от 21.02.2018г).

·         Положение о школьной системе оценки качества образования в МБОУ

« Золотухская ОШ» ( Приказ № 76 от 30.03.2017г.).

·         Положение « О порядке проведения промежуточной аттестации в переводных и выпускных классах» в МБОУ « Золотухская ОШ» ( Приказ № 61 от 11.04.2014 г).

 

Одним из главных показателей качества образования являются:

·         результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся

·         результаты промежуточной аттестации учащихся.

 

Анализ качества образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Золотухская основная общеобразовательная школа» был составлен заместителем директора по УВР Гусаковой М.А за следующий период:  2020-2021, 2021-2022 учебные годы.

 

За этот период произошли изменения в количественном составе обучающихся:

1.       

Год

Общее количество учащихся по классам

Всего по школе

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

 

2021-2022

3

1

1

2

0

4

5

6

4

26

2022-2023

1

2

1

1

2

0

4

5

6

22

 

 

За 2 последних года прослеживается уменьшение количества учащихся, что связано с демографическими показателями (снижение рождаемости) на территории поселка Золотуха.

  

1.      С 2021 учебного года дважды произошла смена кадрового состава по истории, английскому языку, литературе по объективным причинам, что также влияет на успеваемость и на качество знаний учащихся. Учителя, работающие  в школе,  не имеют квалификационных категорий. Все прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.

 

Количество учителей

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч.год

2022-2023 уч.год

 

Высшее

педаг. образо

вание

Средн.

спец.

педаг.

образо

вание

Нет

педаг.

образо

вания

Высшее

педаг. образо

вание

Средн.

спец.

педаг.

образо

вание

Нет

педаг

обра

зован

Высшее

педагобра

зо

вание

Среднее

спец.

педаг

обра

зо

вание

Нет

педа-гогич

образо

вания

6

3

2

1

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

3

1

1

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

3

0

2

В % соотношении

6

50

37

16

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

60

20

20

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

60

0

40

 

 

Качество педагогических кадров ( в % соотношении).

 

 

Одним из основных показателей эффективности работы образовательного учреждения является качество обученности учащихся.

            В школе анализу подвергаются показатели успеваемости, качества обучения. Результаты мониторинга по этим критериям стабильны. Изменения наблюдаются в процентном выражении в зависимости от ступени обучения.

Качество обученности учащихся по классам по итогам учебного года.

 

На « 4 и 5».

 

 

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

%

2020-2021 уч.год

1

1

0

0

1

1

2

2

16/48%

2021

2022 уч.год

2

1

2

1

0

2

2

3

18/56%

2022-2023уч.год

0

2

1

0

1

0

1

1

17/55%

.

 

Анализ результатов  качества знаний  по начальной школе и основной

( по количеству учащихся)

 Анализируя результаты за последние 3 года, можно выявить следующие тенденции:

·         все учащиеся  школы осваивают учебные программы за учебный год и переводятся в следующие классы;

·         качество обученности в 2021-2022учебном году повысилось до 56%. ( 2020-2021 учебный год – 48%) и остаётся стабильным.  В 2022-2023 учебном году качество знаний по школе составило 55%;

·         результативность качества знаний обучающихся начальных классов выше, чем в основном звене.

 

 

Анализ проведения государственной итоговой аттестации

выпускников IX класса

 

Каждый год в школе ведется  целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников образовательного процесса к ГИА-9. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ГИА-9 разработан план-график подготовки учащихся  к ОГЭ

В школе сформирована база данных по учащимся школы для сдачи ОГЭ, которая обновляется  в течение каждого учебного года, оформлен информационный стенд, посвященный ГИА-9. Учителя-предметники уделяют большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, элективных курсах, дополнительных и индивидуальных занятиях. Проведены внутришкольные пробные экзамены по русскому языку, математике, биологии, химии в форме и по материалам ОГЭ.

    В течение года осуществляется  постоянное информирование учащихся 9 класса и их родителей по вопросам подготовки к ГИА-9 через родительские и ученические собрания, на которых они знакомятся  с перечнем нормативно-правовой документации, методическими рекомендациями по организации деятельности выпускников во время подготовки и прохождения ГИА. Данная информация зафиксирована в протоколах родительских собраний.

       До сведения учащихся и родителей своевременно доводятся  результаты  работ учащихся, учителя-предметники проводят  анализ работ с целью выявления причин неудач учащихся и устранения пробелов в знаниях.

         Вопрос подготовки к ГИА-9 в течение года находится  на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий  учащимися, организация подготовки к ОГЭ на уроках и индивидуальных занятиях.

Администрацией школы проводятся  тематические проверки и анализируется  работа по следующим показателям:

u  выполнение общеобразовательных программ в выпускных классах;

u  организация повторения учебного материала;

u  соответствие уровня знаний выпускников 9 класса обязательному минимуму содержания основного общего образования и требованиям к уровню подготовки выпускников (административные контрольные работы);

u  готовность ОУ к проведению государственной итоговой аттестации;

u  система учета знаний учащихся;

             За три последних года ( с 2020 по 2023гг) к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ были допущены все учащиеся 9 класса, освоившие общеобразовательные программы и  имеющие положительные  оценки по предметам учебного плана.

Все выпускники справились с экзаменами и получили аттестат .Все учащиеся 9-х классов справились с обязательным экзаменом по русскому языку, показав хорошее качество знаний – 100%.

В 2020-2021 учебном году низкий процент качества знаний – 25% - был по математике. Это связано с отсутствием систематической работы по внутренней оценке качества образовательного процесса.

Предпочтение выпускников в  выборе экзаменов отдано предметам естественно-гуманитарного цикла. По этим предметам учащиеся показали хорошие результаты:

биология- 80 % качества, география-75 % качества,

Итоговая аттестация выпускников 9 класса по русскому языку проходила по КИМам, которые состоят из трех частей: сжатое изложение, тест с выбором ответов, сочинение. На протяжении последних лет видно, что результаты экзаменов по русскому языку стабильны, обучающиеся сдают их хорошо. Также по результатам экзаменов видно, что у обучающихся сформированы умения понимания прочитанного текста, обучающиеся в основном овладели необходимыми орфографическими, пунктуационными и речевыми навыками. Определенные трудности возникают при  написании сочинения-рассуждения : не у всех обучающихся содержание полностью соответствует предложенной теме. Многие  обучающиеся затрудняются аргументировать высказываемую в сочинении мысль относительно затронутой в исходных текстах проблемы, не умеют высказывать свое мнение по поводу прочитанного и прослушанного текста и формально заявляют о своей позиции.

Экзаменационная  работа  по математике состоит из двух модулей: «Алгебра», «Геометрия». Обучающимися курс алгебры основного общего образования усвоен удовлетворительно. Значит, большинство обучающихся овладели умениями и навыками на базовом уровне. К решению заданий второй части приступает очень низкий процент обучающихся. Затруднения у обучающихся вызывает  раздел «Геометрия», что говорит о недостаточном усвоении предмета. Модуль «Реальная математика» обучающимися в основном усвоен.

 

  

Результаты  государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ

                                                                    учащихся 9 класса

Предмет

Количество

уч-ся

Учитель

Успеваемость

(%)

Качество знаний

(%)

2020-2021 уч.год

Математика

4

Гасюк О.И

100

20

Русский язык

4

Фомина Н.В

100

75

География

4

Гусакова М.А

100

75

Биология

4

Гусакова М.А

100

75

2021-2022 уч.год

Математика

5

Гасюк О.И

100

75

Русский язык

5

Фомина Н.В

100

100

Биология

5

Гусакова М.А

100

100

География

5

Гусакова М.А

100

100

2022-2023уч.год

Математика

5

Гасюк О.И

100

80

Русский язык

5

Фомина Н.В

100

100

География

5

Гусакова М.А

100

75

Биология

5

Гусакова М.А

100

80

 

 

 

Подводя итоги анализа государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ  отметим, что результаты по предметам  стабильные, поэтому, исходя из вышеперечисленных результатов,  ставим задачи, которые  необходимо решать в течение следующего 2023-2024 учебного  года:

-                     обсудить материалы по результатам ОГЭ на заседаниях МО;

-                     учителям-предметникам регулярно проводить тестовый контроль для того, чтобы обучающиеся могли овладеть техникой работы с тестами и могли работать в формате ОГЭ (начиная с 5-го класса);

-                     заместителю директора по УВР Гусаковой М.А усилить контроль за преподаванием русского языка, математики, биологии, химии и обществознания в 5-9 классах, в течение года  проводить мониторинг усвоения тем учащимися;

-                     учителям - предметникам  разработать технологию обучения наиболее сложным для усвоения тем на базовом уровне;

-                     использовать при подготовке к ГИА-9  материалы открытого банка заданий ГИА-9, опубликованные на официальном сайте ФИПИ.

 

Анализ проведения  промежуточной аттестации обучающихся за 2020-2023 учебные годы.

Промежуточная аттестация обучающихся школы проводится на основании  Положения «О порядке проведения промежуточной аттестации в переводных и выпускных классах» (Приказ № 11 от 11 апреля 2014 г)  в целях повышения ответственности каждого учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного курса в целом или в рамках учебного года в соответствии с п.3 ст. 59 ФЗ -273 « Об образовании в РФ».

Данное положение регламентирует порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в переводных 2-4, 5-9 класса. Призвано обеспечить объективную оценку знаний у каждого обучающегося в соответствии  с требованиями федерального государственного стандарта по учебному предмету.

Согласно Положению на промежуточную аттестацию со 2 по 6  класс выносится два обязательных предмета в виде контрольных работ по тексту администрации школы – русский язык и математика. Учащиеся 7-9 классов имеют право выбрать предмет и форму его сдачи. 

 

 

Результаты промежуточной аттестации

в  МБОУ « Золотухская ОШ»

за 2020-2021 учебный год.

Предмет

Класс

Учитель

Успеваемость

Качество знаний

(%)

Математика

2

Артемичева В.В

100%

75

 

3

Артемичева В.В

71%

28

4

Артемичева В.В

100%

100

5

Гасюк О.И

0%

0

6

Гасюк О.И

100%

100

7

Гасюк О.И

100%

60

8

Гасюк О.И

75%

33

9

Гасюк О.И

100%

20

Русский язык

2

Артемичева В.В

Гр. 14

Зад  100

14

100

3

Артемичева В.В

Гр. 71

Зад. 71

28

28

4

Артемичева В.В

Диктант 77

Тест 100

62

50

5

Фомина Н.В

Гр. 0

Зад. 100

0

0

6

Фомина Н.В

Гр. 100

Зад.100

100

100

8

Фомина Н.В

100

100

Окруж. мир

4

Артемичева В.В

100

100

Биология

8

Гусакова М.А

100

100

9

Гусакова М.А

100

100

Химия

8

Гусакова М.А

100

100

9

Гусакова М.А

100

100

География

7

Гусакова М.А

100

100

Обществознание

9

Разумова В.Г

100

0

 

Результаты промежуточной аттестации

в  МБОУ « Золотухская ОШ»

за 2021-2022 учебный год.

Предмет

Класс

Учитель

Успеваемость

Качество знаний

(%)

Математика

3

Артемичева В.В

100%

86

 

2

Артемичева В.В

100%

100

4

Артемичева В.В

100%

100

5

Гасюк О.И

100%

100

6

Гасюк О.И

0%

0

8

Гасюк О.И

100%

40

9

Гасюк О.И

75%

25

Русский язык

3

Артемичева В.В

Гр86

Зад  100

28

86

2

Артемичева В.В

Гр80

Зад. 100

40

100

4

Артемичева В.В

Диктант 10-

Тест 100

85

100

5

Фомина Н.В

Гр100

Зад. 100

50

50

6

Фомина Н.В

Гр. 0

Зад.0

0

0

7

Фомина Н.В

Гр 100

Зад 100

100

100

8

Фомина Н.В

100

100

Окруж. мир

4

Артемичева В.В

100

100

Биология

8

Гусакова М.А

100

100

9

Гусакова М.А

100

100

Химия

8

Гусакова М.А

100

100

9

Гусакова М.А

100

100

География

7

Гусакова М.А

100

100

Обществознание

9

Разумова В.Г

100

0

 

 

 

 

 

 

Анализируя результаты промежуточной аттестации  по итогам 2020 – 2023 учебных годов,  мы видим, что стабильны результаты  по предметам, которые обучающиеся выбирают самостоятельно в виде анкетирования на классных собраниях при подготовке к промежуточной аттестации:  биология, химия, география ( учитель Гусакова М.А).  Успеваемость  составляет  100%, качество знаний по этим предметам  от 80% и выше.

Нестабильны результаты уровня качества знаний и успеваемости в начальных классах. По циклограммам  видны и «спады», и « скачки».

 

 

Проанализировав  результаты успеваемости и качества знаний обучающихся по отдельным предметам,  мы видим, что  успеваемость по школе составляет 100%.

В анализе просматривается высокий уровень (выше 80 %) по следующим предметам: история, биология,  химия, география, информатика, литература, обществознание, музыка, физическая культура.

Это говорит о том, что все обучающиеся освоили программы по учебным предметам в полном объеме.

  Но есть предметы,  где качество знаний составляет 0%.  Это связано с обучением в  классе очень слабого  ученика. ( Впоследствии,  по решению ПМПК,  в отношении него было вынесено решение – обучение по адаптированной программе).

Причинами  низкого уровня качества предметных результатов в  отдельных классах по  предметам можно назвать следующее:

·         наличие в классах слабоуспевающих учащихся;

·         недостаточность индивидуальной работы с ними;

·         недостаточное прилежание к учебным занятиям отдельных учащихся;

·         слабая работа классных руководителей по формированию у обучающихся ответственного отношения к учебе;

·         недостаточная работа учителей по повышению качества образовательного процесса по своему предмету%;

·         индивидуально-дифференцированная работа в учебном процессе осуществляется недостаточно.

 

Полученная информация дает рациональную основу для корректировки образовательных программ и их осознанного выбора, для планирования методической работы и оценки работы учителя и школы в целом.

Рекомендации по повышению качества знаний обучающихся:

1.      Сформировать у обучающихся ответственное отношение к овладению знаниями, умениями, навыками.

2.      Обеспечивать единство урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть дополнительных и индивидуальных занятий.

3.      На классных собраниях и на родительских собраниях необходимо обратить внимание на повышение качества знаний, на обязанности обучающихся, а внимание родителей  заострить на регулярном контроле учебы их детей.

4.       Продолжить работу, направленную на усиление обратной связи учителя – предметника и классного руководителя.

5.      Своевременно информировать администрацию, родителей о возможных учебных проблемах обучающихся.

6.       Учителям-предметникам необходимо вести мониторинг учебных достижений обучающихся по предметам.

7.      Рассматривать причину  понижения качества не только как вину   ученика и родителей, но и как свою недоработку.

8.      Продолжить работу по повышению уровня мотивации к обучению во всех классах через урок и внеурочную работу по предмету.

9.      Рассматривать двойку не только как недоработку ученика, но и как свою недоработку.

10.  Учителям на уроках и во внеурочных занятиях учитывать индивидуальные познавательные возможности и способности учащихся, активно применять различные методы и формы для развития интереса обучающихся к учебе, больше уделять внимания способным и одаренным детям, дифференцировать задания.

11.  В целях предупреждения снижения качества знаний (одна «3» по предмету) усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими обучающимися на уроках.

12.  .Наметить и осуществить меры по коррекции знаний обучающихся.

13.  Учителям-предметникам вести целенаправленную подготовку обучающихся к государственной аттестации по всем предметам учебного плана.

 

Основные направления работы на 2023 - 2024учебный год:

1.      Отслеживать и анализировать состояние учебно- воспитательного процесса в МБОУ «Золотухская ОШ» для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и результата.

2.      Администрации школы усилить контроль за анализом итогов учебного процесса в целом по школе и каждым учителем в частности. Показатель качества обученности не всегда даёт объективную оценку работы учителей.

3.      Включить в планы работы МО учителей предметно-обобщающий контроль за формированием системы знаний, умений и навыков у обучающихся по основным темам, слабо усвоенных обучающимися  по результатам административных контрольных работ.

4.      Совершенствовать систему организации государственной аттестации выпускников школы через повышение информационной компетенции участников образовательного процесса, практической отработки механизма ОГЭ .